В сентябре исполняется 114 лет со дня рождения известного украинского писателя, нашего земляка Петра Акимовича Вильхового (Ольхового). Его семья состояла из 8 душ. Семью считали середняками, так как они имели 7 десятин земли, дом с усадьбой, 2 лошади, 1 корову, у веялку и 1 плуг.
Одинадцатилетний Петя, учась в двуклассной сельской школе, одновременно пас овец. Позднее в своей автобиографии он напишет: "Работал пастухом". В 1915 году по приглашению своего крёстного отца – врача земской больницы – мальчик приехал в Павлоград, поступил в Александровское высшее начальное училище, затем продолжил учёбу в учительской семинарии. Все четыре года (с 1916 по 1920) Пётр Акимович учился ка один из лучших студентов, на стипендию. До революции в этом здании размещались Александровское высшее начальное училище и учительская семинария. В настоящее время – Павлоградский машиностроительный техникум Национального горного университета.
Блестяще окончив семинарию, он решил поступать на филологический факультет Московского университета. Способный юноша очень стремился получить высшее образование, но в это время шла гражданская война, и Вильховой посчитал своим долгом записаться добровольцем в Красную Армию. Как человека образованного, Петра Акимовича определили работать в школах грамоты для командного состава 2-ой Дондивизии. Хотя армии Вильховой отдал всего три года, в дальнейшем он никогда не прерывал с ней связь, часто выезжал в воинские части, любил выступать перед солдатами, оказывал шефскую помощь.
После окончания гражданской войны Пётр Акимович вернулся в родные края, работал учителем в Павлоградском детском доме № 6, заведовал военной секцией в окружном отделе народного образования.
1923 год оказался для Вильхового судьбоносным. Летом этого года Михаил Васильевич Фрунзе посетил расквартированный в Павлограде 88-й стрелковый полк 30-й Иркутской дивизии и выступил перед красноармейцами на митинге. Прочитав заметку о своем пребывании в городе, Фрунзе посоветовал Петру Акимовичу никогда не выпускать перо из рук. "Оно у Вас живописное, правдивое, берет за душу", – сказал командарм. Тогда же Вильховому предложили перейти на работу в окружную Павлоградскую газету "Змичка".
Следует отметить, что немало украинских писателей начинало свой путь в большую литературу с журналистики, с тех первых заметок и статей, которые были потребностью души сказать своё слово про окружающую жизнь. Не был исключением и Пётр Акимович Вильховой. Учитель, журналист, редактор, писатель, общественный деятель – таковы творческие вехи Вильхового.
Не менее значительными для талантливого человека быв и 1924 год. По предложению Юрия Михайловича Дольд-Михайлика, в тот период занимавшего пост заведующего отделом народного образования в дни Ленинского призыва Петра Акимовича принимают кандидатом в члены партии. Удачно складывается и личная жизнь – он женится на Станиславе Игнатьевне Вишневской. Вскоре в семье родилась любимая дочь Виктория.
Вильховой становится членом Союза крестьянских писателей "Плуг", получает направление на курсы журналистики при ЦК КП Украины в г. Харьков, а затем приглашен на работу во Всеукраинскую газету "Радянське село" (после войны "Сільські вісті"). Молодой и талантливый журналист в своих материалах раздумывал над тем, как появлялись первые коммуны, сельскохозяйственные артели, МТС. Он пристально вглядывался в народную жизнь и стремился подать её правдиво в тех сложных противоречиях, которые остро стояли между новым и старым. Нередки были случаи убийства кулаками селькоров. Пётр Акимович Вильховой выступил с инициативой организовать фонд в защиту рабсельоров. Известно, что его благородный почин поддержали М. И. Ульянова и Н. К. Крупская. Именно они порекомендовали ему написать книгу о классовой борьбе на селе. Так в 1927 году появилась повесть "Зубатая баба". В ней рассказывалось, как в забытом богом и людьми селе демобилизованному солдату Марку удалось организовать мельничную артель. Через год в журнале "Червоный шлях" была напечатана его повесть "Небояни", которую высоко оценил один из редакторов журнала – Павло Тичина. Особенно его поразило само название повести. Тычина позднее использовал слово "небояни" в одном из своих стихотворений. В этой повести автор показал борьбу за советскую власть в годы гражданской войны на территории степной Украины.
Работа в редакции газеты была отличной школой для начинающего литератора. Коллектив редакции обязывал каждого своего члена быть не только творческой личностью, но и общественно активным человеком. Отношения между коллегами складывались простыми и дружескими, что не исключало иногда острых споров по самым разным вопросам. Пётр Акимович, что называется, вписался в коллектив. На него можно было положиться, он был доброжелательным и уравновешенным. По работе Пётр Акимович часто встречался с Павлом Михайловичем Вишней, и тот подсказал ему тему для новой книги.
Постоянные поездки, – а Вильховой был ещё инициатором "газеты на колесах" – помогли ему собрать материал для романа "Зелёная фабрика", первая часть которого вышла в 1930 году, вторая – в 1934 году. Многие исследователи считают, что это лучший роман писателя. Некоторые критики называли его украинской "Поднятой целиной". Выход "Зелёной фабрики" стал действительно значительным событием в украинской советской литературе 30-х годов. Вильховому удалось передать в романе пафос великих революционных преобразований на селе, показать социалистическое переустройство украинского села в годы великого перелома. Много откликов на роман пришло от читателей, которые писали: "Читали Ваш роман и кулаки сжимались. Сочувствуешь строителям нового и чувствуешь еще больше презрения к кулакам".
Вплоть до самой войны Пётр Акимович работал редактором художественной литературы в Государственном литературном издательстве Украины. За период с 1937 по 1940 гг. вышли отдельными книгами очерки и рассказы "Листи Паші Яблунівни", "Чапаївці", "Промені життя" и другие произведения. Творческую работу писателя очень осложняла болезнь лёгких, из-за которой его в своё время не взяли в армию, когда началась Великая Отечественная война. В эвакуации Пётр Акимович жил в Ташкенте, работал начальником сценарно-редакторского отдела киностудии "Киевтехфильм", был избран секретарём парторганизации Союза писателей Узбекистана, публиковался в журнале "Украина" очерки о знаменитых украинцах, проживающих в то время в Узбекистане. Одновременно он являлся корреспондентом Радиотелеграфного агенства Узбекистана.
Когда пришло известие об освобождении Киева, Пётр Акимович Вильховой стазу вернулся в родной город.
Петра Акимовича Вильхового назначили председателем Киевского областного радиокомитета, а с 1945 по 1959 год – уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Украины. К слову, когда в 50-х годах Новомосковский райком партии имел намерения закрыть знаменитый собор на берегу реки Самары в Новомосковске (построенный по заказу казаков Самарской паланки мастером Яковом Погребняком без единого гвоздя) Пётр Акимович Вильховой предотвратил это неразумное решение местного партийного органа. Новая работа дала Вильховому сюжеты для антирелигиозных рассказов, объединённых в сборники "Трифонове озеро", "У Тополиному", "Серцем до серця".
С 1959 года Пётр Акимович Вильховой, уже известный на то время писатель, находился в творческом отпуске по состоянию здоровья. Где бы не работал Пётр Акимович, он всегда отличался исключительной скромностью, требовательностью к себе, работоспособностью. За свой труд П. А. Вильховой был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", "За боевые заслуги".
В 1956 году вышел многоплановый роман-эпопея "На берегах двух рек", действие в котором охватывает большой временной отрезок и огромную территорию – от берегов Днепра до Сыр-Дарьи. Прослеживая в романе судьбы многих людей, писатель подчёркивает единство всех народов, населяющих нашу Родину. Несколько лет писатель работал над новым романом "Хозяин жизни", в котором стремился показать борьбу партии за формирование нового человека, а также осветить пребывание семьи Ленина на Украине, в частности, в городе Синельниково. Это произведение осталось незавершённым.
В октябре 1975 года, на 76-ом году жизни, нашего земляка не стало. Похоронен он в Киеве на Байковом кладбище (как персональный пенсионер республиканского значения). До конца своих дней Пётр Акимович был по-молодецки горячим, энергичным, предпочитал не сидеть в тиши рабочего кабинета, а торопился к людям – поделиться своим пережитым, рассказать о своих мыслях и чувствах. Его повести и романы, а также публицистические материалы на страницах центральных газет и журналов являются весомым вкладом в летопись борьбы советских людей за новую жизнь.
Неоценимую помощь Пётр Акимович Вильховой оказал Павлоградскому народному музею в сборе материалов о пребывании в г. Павлограде Саввы Божко, Юрия Дольд-Михайлика, Валериана Подмогильного.
Известный украинский писатель родом из Павлограда. – Західний Донбас. – 2010. – 1 вересня. – С. 9; 8 вересня. – С. 9
Постоянные поездки, – а Вильховой был ещё инициатором "газеты на колесах" – помогли ему собрать материал для романа "Зелёная фабрика", первая часть которого вышла в 1930 году, вторая – в 1934 году. Многие исследователи считают, что это лучший роман писателя. Некоторые критики называли его украинской "Поднятой целиной". Выход "Зелёной фабрики" стал действительно значительным событием в украинской советской литературе 30-х годов. Вильховому удалось передать в романе пафос великих революционных преобразований на селе, показать социалистическое переустройство украинского села в годы великого перелома. Много откликов на роман пришло от читателей, которые писали: "Читали Ваш роман и кулаки сжимались. Сочувствуешь строителям нового и чувствуешь еще больше презрения к кулакам".
Вплоть до самой войны Пётр Акимович работал редактором художественной литературы в Государственном литературном издательстве Украины. За период с 1937 по 1940 гг. вышли отдельными книгами очерки и рассказы "Листи Паші Яблунівни", "Чапаївці", "Промені життя" и другие произведения. Творческую работу писателя очень осложняла болезнь лёгких, из-за которой его в своё время не взяли в армию, когда началась Великая Отечественная война. В эвакуации Пётр Акимович жил в Ташкенте, работал начальником сценарно-редакторского отдела киностудии "Киевтехфильм", был избран секретарём парторганизации Союза писателей Узбекистана, публиковался в журнале "Украина" очерки о знаменитых украинцах, проживающих в то время в Узбекистане. Одновременно он являлся корреспондентом Радиотелеграфного агенства Узбекистана.
Когда пришло известие об освобождении Киева, Пётр Акимович Вильховой стазу вернулся в родной город.
Петра Акимовича Вильхового назначили председателем Киевского областного радиокомитета, а с 1945 по 1959 год – уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Украины. К слову, когда в 50-х годах Новомосковский райком партии имел намерения закрыть знаменитый собор на берегу реки Самары в Новомосковске (построенный по заказу казаков Самарской паланки мастером Яковом Погребняком без единого гвоздя) Пётр Акимович Вильховой предотвратил это неразумное решение местного партийного органа. Новая работа дала Вильховому сюжеты для антирелигиозных рассказов, объединённых в сборники "Трифонове озеро", "У Тополиному", "Серцем до серця".
С 1959 года Пётр Акимович Вильховой, уже известный на то время писатель, находился в творческом отпуске по состоянию здоровья. Где бы не работал Пётр Акимович, он всегда отличался исключительной скромностью, требовательностью к себе, работоспособностью. За свой труд П. А. Вильховой был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", "За боевые заслуги".
В 1956 году вышел многоплановый роман-эпопея "На берегах двух рек", действие в котором охватывает большой временной отрезок и огромную территорию – от берегов Днепра до Сыр-Дарьи. Прослеживая в романе судьбы многих людей, писатель подчёркивает единство всех народов, населяющих нашу Родину. Несколько лет писатель работал над новым романом "Хозяин жизни", в котором стремился показать борьбу партии за формирование нового человека, а также осветить пребывание семьи Ленина на Украине, в частности, в городе Синельниково. Это произведение осталось незавершённым.
В октябре 1975 года, на 76-ом году жизни, нашего земляка не стало. Похоронен он в Киеве на Байковом кладбище (как персональный пенсионер республиканского значения). До конца своих дней Пётр Акимович был по-молодецки горячим, энергичным, предпочитал не сидеть в тиши рабочего кабинета, а торопился к людям – поделиться своим пережитым, рассказать о своих мыслях и чувствах. Его повести и романы, а также публицистические материалы на страницах центральных газет и журналов являются весомым вкладом в летопись борьбы советских людей за новую жизнь.
Неоценимую помощь Пётр Акимович Вильховой оказал Павлоградскому народному музею в сборе материалов о пребывании в г. Павлограде Саввы Божко, Юрия Дольд-Михайлика, Валериана Подмогильного.
Л. Губарева, старший научный сотрудник Павлоградского историко-краеведческого музея
Известный украинский писатель родом из Павлограда. – Західний Донбас. – 2010. – 1 вересня. – С. 9; 8 вересня. – С. 9
Немає коментарів:
Дописати коментар