По случаю пятидесятой годовщины вручения Международной Букеровской премии в этом году выберут «Золотого Букера». Члены жюри Международной Букеровской премии объявили пять книг, претендующих на звание лучшей книги-лауреата премии за всю историю ее вручения. Эти книги обязательно должны быть такими же актуальными и популярными сейчас, как и во времена получения награды. Кратки список этой награды был объявлен 26 мая. До 25 июня каждый желающий может сделать свой выбор относительно того, какую книгу считает действительно наилучшей, на сайте инициативы. Победитель будет объявлен 8 июля.
Предлагаем ознакомиться с комментариями членов жюри по поводу того, какие книги они номинировали и почему.
Предлагаем ознакомиться с комментариями членов жюри по поводу того, какие книги они номинировали и почему.
1. Видиадхар Найпол «В свободном государстве» (1971 год)
Роберт Макрам: «Я выбираю эту книгу по ряду причин. Во-первых, это очевидно лучший роман, который выигрывал Букер в 1970-х. Тяжелая книга об изгнанниках, колеблющихся на краю разорванного мира, которую будто написали о нашей современности. Вечная классика. Во-вторых, роман обозначил зрелый период творчества писателя, который после него написал еще два современных шедевра: Guerrillas и A Bend in the River. Чрезвычайно странно, что они не заполучили для Найпола очередную премию. И напоследок, я выбрал эту книгу, потому что она является наилучшем образцом творчества писателя, которого я считаю одним из величайших авторов английской художественной литературы. Найпол профессионал, с идеальным чувством литературного слова. По моему мнению, он заслуживает быть на вершине».
2. Пенелопа Лайвли «Лунный тигр» (1987 год)
Лемн Сиссей: «Я выбрал эту книгу Пенелопы Лайвли по трем причинам. Во-первых, я никогда до этого не читал книгу о Второй мировой войне, которая была бы написана женщиной о судьбе женщины в те времена. Во-вторых, способность Лайвли оживлять своих героев и мир, который она передает во всем его разнообразии, просто прекрасна. И в-третьих, потому, что она постоянно рискует, меняя сюжетную линию истории. Главная героиня произведения Клаудия Гамильтон умирает еще в начале книги, однако какую жизнь она прожила! Что за удивительная женщина: увлекалась историей и была военным репортером. Это неповторимая книга о невероятной непредсказуемой женщине, которая одновременно и опередила свое время и была такой типичной для своего времени. Она почти не говорит. Она прикована к больничной койке. Клаудия мысленно пишет историю мира и своей жизни. Ее семья эту историю не услышит, хотя в ней речь идет и о них. С любовниками ситуация та же. Героиня бесстрашно переносит страдания. Ее доводит медсестра. Ее посещают родственники, которые не обращают на нее никакого внимания. Однако читателю повезло — ему предоставляется доступ к мышлению этой невероятной женщины, который приглашает получить не менее невероятная писательница».
3. Майкл Ондатже «Английский пациент» (1992 год)
Камилла Шамси: «Это один из тех редких романов, которые пронзают до глубины и заставляют вновь и вновь возвращаться к прочтению, каждый раз даря новые сюрпризы или захватывающие моменты. Сюжет бесцельно странствует между эпическими и интимными сценами — читатель может созерцать бескрайние просторы пустыни и сразу же переключиться на то, как медсестра кормит пациента сливой. Эта хаотичность похожа на то, как переключаются во время прочтения романа мысли от глобальных тем — войны, преданности, любви — к прозаическим сдвигам в отношениях главных героев. Книга сложно устроена, прекрасно написана; человеческие переживания буквально вписаны в каждую страницу. Воображение Ондатже не знает границ, блуждая между Каиром, Италией, Англией, Канадой и сквозь пустыни, поселки, места бомбардировки. И в течение этого автор заставляет влюбиться в своих персонажей, прожить вместе с ними беды и радости. Мало романов заслуживают быть названными такими, что кардинально меняют мировосприятие. Но этот роман — как раз тот случай».
4. Хилари Мантел «Волчий зал» (2009 год)
Саймон Мейо: «Выбирая среди книг для этой награды, я прошел увлекательный путь сюжетами, которые разворачиваются в Канаде, Индии, Техасе, Австралии. Но я все же остановился на Англии. Особой Англии. Я выбрал эту книгу потому, что хоть события в ней и происходят сотни лет назад, она показалась мне наиболее актуальной. Мантел одинаково искусно описывает как крошечные детали на микро-уровне — изысканное изображение перьев на праздничном наряде просто дух захватывает, — так и более общие вещи на глобальном уровне — перипетии международной дипломатии, интриги, мироустройство, жизнь политиков и монархов. Ох, сколько же здесь всего о монархах. Кажется, благодаря постоянному стремлению найти ответ на вопрос, чем является Англия, как она может стать независимой от папства, кто должен править и где должна быть сосредоточена власть, эта книга является столь же обличительной, как и любая заметка о Брексите в прессе. А главного героя Томаса Кромвеля Мантел изображает командиром, политологом, вдохновителем и скептиком, мысли которого близки нам, несмотря на расстояние во времени».
5. Джордж Сондерс «Линкольн в бардо» (2017 год)
Холли Макниш: «Я никогда не читал подобной книги. Многие из книг, за которые я брался, заставляли меня продолжать читать, каждый раз как я пытался оторваться от них, но эта книга не просто имела подобное влияние на меня. Она заставила меня задуматься над многими деталями и перепроверять их — от структуры и стиля написанного текста к оценке субъективности исторических фактов и свидетельств. Немного романов было посвящено подобной тематике, но эта книга вообще превзошла ожидания, показав, чего роман может достичь благодаря креативному использованию документальных источников. Я проникся историей, она была очень забавной, яркой и трагической одновременно. Это — воплощение гениальности в оригинальной форме и структуре».
Роберт Макрам: «Я выбираю эту книгу по ряду причин. Во-первых, это очевидно лучший роман, который выигрывал Букер в 1970-х. Тяжелая книга об изгнанниках, колеблющихся на краю разорванного мира, которую будто написали о нашей современности. Вечная классика. Во-вторых, роман обозначил зрелый период творчества писателя, который после него написал еще два современных шедевра: Guerrillas и A Bend in the River. Чрезвычайно странно, что они не заполучили для Найпола очередную премию. И напоследок, я выбрал эту книгу, потому что она является наилучшем образцом творчества писателя, которого я считаю одним из величайших авторов английской художественной литературы. Найпол профессионал, с идеальным чувством литературного слова. По моему мнению, он заслуживает быть на вершине».
2. Пенелопа Лайвли «Лунный тигр» (1987 год)
Лемн Сиссей: «Я выбрал эту книгу Пенелопы Лайвли по трем причинам. Во-первых, я никогда до этого не читал книгу о Второй мировой войне, которая была бы написана женщиной о судьбе женщины в те времена. Во-вторых, способность Лайвли оживлять своих героев и мир, который она передает во всем его разнообразии, просто прекрасна. И в-третьих, потому, что она постоянно рискует, меняя сюжетную линию истории. Главная героиня произведения Клаудия Гамильтон умирает еще в начале книги, однако какую жизнь она прожила! Что за удивительная женщина: увлекалась историей и была военным репортером. Это неповторимая книга о невероятной непредсказуемой женщине, которая одновременно и опередила свое время и была такой типичной для своего времени. Она почти не говорит. Она прикована к больничной койке. Клаудия мысленно пишет историю мира и своей жизни. Ее семья эту историю не услышит, хотя в ней речь идет и о них. С любовниками ситуация та же. Героиня бесстрашно переносит страдания. Ее доводит медсестра. Ее посещают родственники, которые не обращают на нее никакого внимания. Однако читателю повезло — ему предоставляется доступ к мышлению этой невероятной женщины, который приглашает получить не менее невероятная писательница».
3. Майкл Ондатже «Английский пациент» (1992 год)
Камилла Шамси: «Это один из тех редких романов, которые пронзают до глубины и заставляют вновь и вновь возвращаться к прочтению, каждый раз даря новые сюрпризы или захватывающие моменты. Сюжет бесцельно странствует между эпическими и интимными сценами — читатель может созерцать бескрайние просторы пустыни и сразу же переключиться на то, как медсестра кормит пациента сливой. Эта хаотичность похожа на то, как переключаются во время прочтения романа мысли от глобальных тем — войны, преданности, любви — к прозаическим сдвигам в отношениях главных героев. Книга сложно устроена, прекрасно написана; человеческие переживания буквально вписаны в каждую страницу. Воображение Ондатже не знает границ, блуждая между Каиром, Италией, Англией, Канадой и сквозь пустыни, поселки, места бомбардировки. И в течение этого автор заставляет влюбиться в своих персонажей, прожить вместе с ними беды и радости. Мало романов заслуживают быть названными такими, что кардинально меняют мировосприятие. Но этот роман — как раз тот случай».
4. Хилари Мантел «Волчий зал» (2009 год)
Саймон Мейо: «Выбирая среди книг для этой награды, я прошел увлекательный путь сюжетами, которые разворачиваются в Канаде, Индии, Техасе, Австралии. Но я все же остановился на Англии. Особой Англии. Я выбрал эту книгу потому, что хоть события в ней и происходят сотни лет назад, она показалась мне наиболее актуальной. Мантел одинаково искусно описывает как крошечные детали на микро-уровне — изысканное изображение перьев на праздничном наряде просто дух захватывает, — так и более общие вещи на глобальном уровне — перипетии международной дипломатии, интриги, мироустройство, жизнь политиков и монархов. Ох, сколько же здесь всего о монархах. Кажется, благодаря постоянному стремлению найти ответ на вопрос, чем является Англия, как она может стать независимой от папства, кто должен править и где должна быть сосредоточена власть, эта книга является столь же обличительной, как и любая заметка о Брексите в прессе. А главного героя Томаса Кромвеля Мантел изображает командиром, политологом, вдохновителем и скептиком, мысли которого близки нам, несмотря на расстояние во времени».
5. Джордж Сондерс «Линкольн в бардо» (2017 год)
Холли Макниш: «Я никогда не читал подобной книги. Многие из книг, за которые я брался, заставляли меня продолжать читать, каждый раз как я пытался оторваться от них, но эта книга не просто имела подобное влияние на меня. Она заставила меня задуматься над многими деталями и перепроверять их — от структуры и стиля написанного текста к оценке субъективности исторических фактов и свидетельств. Немного романов было посвящено подобной тематике, но эта книга вообще превзошла ожидания, показав, чего роман может достичь благодаря креативному использованию документальных источников. Я проникся историей, она была очень забавной, яркой и трагической одновременно. Это — воплощение гениальности в оригинальной форме и структуре».
Источник: blog.yakaboo.ua
Немає коментарів:
Дописати коментар