Более тысячи лет назад, в 988 году нашей эры, на берегах Днепра у бревенчатых стен Киева произошло событие, чью историческую значимость для всего славянского мира невозможно переоценить и поныне. Именно там, в момент первого народного Святого Крещения, свершенного князем Владимиром, и родилась восточнославянская Православная цивилизация, восточнославянский мир.
В конце Х века укрепление княжеской власти на Руси
потребовало и введения единой государственной религии, отвечавшей дальнейшему
развитию страны. Благодаря тесным связям Руси с Византией такой религией стало
православное христианство.
Введение христианства, или иначе крещение Руси, связано с
именем Великого князя киевского Владимира Святославича. В 988 году Владимир
крестился сам, после чего византийские проповедники окрестили и киевлян. Из
Киева они разошлись во все стороны, распространяя христианство на русской
земле. Единая религия еще крепче связала русские области с Киевом.
Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные
славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода,
бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и
молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные
статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали
религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя.
Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов
соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К
концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения:
возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное
расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые,
дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало
успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению
киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся
в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления.
Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и
принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных
соседей.
Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела.
В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.
Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.
По материалам сайтов:
http://postupim.ru/9/istoriya/457.shtml
http://socotdel.by/news/1025-let-kreshheniya-rusi.html
Немає коментарів:
Дописати коментар