вівторок, 3 лютого 2015 р.

Книжная полка: "Неизвестные страницы Павлограда. Документы и материалы"

К читателям
В 2014 году городу Павлограду исполнилось 230 лет. Именно к этой дате приурочено издание данной книги. Работа над ней продолжалась около 10 лет и заключалась в том, чтобы накопить исторический материал про период, о котором мало что было известно.
Благодаря кропотливой научно-исследовательской работе в архивах и библиотеках Днепропетровска, Харькова, Москвы и Санкт-Петербурга удалось собрать богатый фактический материал о Павлограде и его жителях, связанный с основными вехами на пути развития города с конца XVIII века и до 1917 года, изменившие весь уклад жизни дореволюционной России. При подготовке книги было использовано большое количество документов прошлого: статистические сборники, отчеты, газетные подшивки, архивные материалы, монографии, воспоминания современников. Конечно, охватить все факты, все имена оказалось невозможным; но рассказать о прошлом Павлограда, о выдающихся людях, которые жили и работали на Павлоградщине, о знаменитых земляках, о том, как небольшой провинциальный городок превратился в крупный центр мукомольной промышленности Юга Украины, центр народных промыслов и ремесел  такую задачу попытались решить авторы книги.
Ведмидь Т. М., директор Павлоградского историко-краеведческого музея
Губарева Л. Г., главный хранитель фондов музея


Слобода Матвеевка – нынешний уездный город Павлоград
«Павлоград, при реках Волчья и Самара, по многолюдству и промышленности, по развитию торговли, по богатству и довольству жителей, – один из лучших уездных городов губернии.
В местных старинных документах о первоначальном происхождении Павлограда и некоторых переменах в судьбах его мы находим несколько интересных и довольно обстоятельных, верных исторических сведений. Излагаем их здесь в порядке, сообразно ходу самого дела.
В восточной части Запорожья богатая и привольная, ровная и живописная местность нынешнего Павлограда давно уже, во всей подробности, известна была запорожскому товариству. Тут лежал из сечи запорожской секретный казацкий шлях на Калмиус и Кагальник, на славные степи Бритайские и на дачи Терновские. По распоряжению Коша, около 1660 года, здесь официально была учреждена Кошемь от Самарчика, от Новоселицы, как бы первая главная попутная станция с перевозом через Волчью для всех проезжающих и проходящих: сидевшие тут зимовником и хутором, в землянках и мазанках, запорожцы были обязаны принимать всех путешественников и довольствовать путевым содержанием. Около сторожевой и станционной линии всегда было множество частных зимовников и хуторов запорожского казачества. В мирное и спокойное время, скотоводство, пчеловодство и рыболовство были здесь в цветущем состоянии. Рынки и базары Новоселицы обогащались ими достаточно. После лихолетья, после тяжкого агарянского нападения на Запорожье (1768 и 1769 гг.), в начале 1770 года на этой местности поселился абшитованный, отставной запорожец, военный старшина Матвей Хижняковский, завел здесь огромнейший зимовник со множеством землянок и мазанок, свободно принимал к себе всех приходящих и со своими хлопцами и мальцами, со своею челядью и наймитами усердно занимался хлебопашеством и скотоводством. В феврале 1771 года на зимовник Матвея Хижняковского пришло несколько семейств малороссийского народа, для весенних и летних, сельских огородных и полевых работ; но по окончании хозяйственных работ, все пришедшие семейства остались здесь навсегда, в качестве челяди Хижняковского. В 1774 году зимовник Матвея Хижняковского многолюдством своих обывателей и довольством их, промышленностью и добрыми порядками между ними далеко уже был известен многими в Запорожье. При открытии Азовской губернии, первый Азовский губернатор Чертков, обозревая свою новоучрежденную губернию, из Белевской крепости, через Новоселицу (нынешний Новомосковск), в сентябре 1775 года посетил зимовник Матвея Хижняковского, ясно увидел здесь, что по географическому расположению Азовской губернии, зимовник этот составляет одну из лучших станционных линий на прямом пути по губернии; а потому зимовник Хижняковского Чертков назвал государственною воинскою слободою, дав ей имя Матвеевки, в честь и память основателя ее, самого Хижняковского почтил титулом Осадчего слободы и определил земским смотрителем ее. Уяснив Хижняковскому и насельникам новой государственной слободы Матвеевки все виды и желания Правительства, Чертков поручил Хижняковскому всеми мерами заботиться о заселении безлюдного края, о развитии в нем хлебопашества и скотоводства, промышленности и торговли. Оказалось, что Хижняковский хорошо понял инструкцию Черткова. По отъезду его, приступил немедленно к благоустройству своей слободы Матвеевки. Хижняковский распланировал слободу, указал в ней место для церкви с колокольнею, со школою и шпиталем, назначил улицы и места для постройки жилищ и домов слобожанам и пригласил семейный и оседлый народ селится в слободе и обзаводиться домами и усадьбами. Сделавши все необходимое для блага обывателей слободы Матвеевки, для спокойствия и довольства их, Хижняковский в 1776 году начал хлопотать о постройке в слободе церкви, при содействии Азовской губернской Канцелярии и Межевой экспедиции, долагал указанному землемеру отмежевать для причта будущей церкви 120 десятин удобной земли и просил губернатора Черткова исходотайствовать ему у преосвященного Евгения, Славенского и Херсонского, разрешение и благословения на постройку в слободе Матвеевке новой церкви. На основании просьбы Хижняковского, бумагою от 26 января 1777 года Азовский губернатор генерал Чертков доносил преосвященному Евгению, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что «в славных дачах Азовской губернии, между рек Волчьей и Самары, поселена государственная воинская слобода Матвеевка, в коей уже устроенных дворов 60 имеется, а неуспевших за зиму обустроиться – 80, в них обывателей муж. Пола – 217, женского – 387, а обоего пола – 604 души; что для жителей этой слободы необходимо устроить церковь и он желает – каменную во имя Покрова Пресвятой Богородицы. На постройку готовый камень и жженный кирпич имеют поступить от казны, а главным вкладчиком и фундатором при постройке церкви желает быть Троицкой Новоселицкой, при Самаре, церкви дьякон Василий Колотнеча, отец которого, казак Федор Колотнеча, жертвует на постройку этой церкви тысячу рублей денег»: а потому губернатор Чертков просил преосвященного Евгения выдать грамоту на заложение Покровской церкви в слободе Матвеевка и рукоположить к этой церкви во священника означенного Новоселицкого дьякона Василия Колотнечу. Самарское духовное Правление, в донесении своем излагая те же обстоятельства дела и добавляя, что из 80-ти тысяч десятин земли, отведенной под слободу Матвеевку, для духовенства предполагаемого в Матвеевке прихода будет отмежевано указанное количество (120 десятин) земли, со своей стороны просило преосвященнейшего Евгения о том же. На основании сих бумаг дьякон Колотнеча 16 февраля 1777 года, рукоположен во священника в государственную слободу Матвеевку, и началась переписка о построении церкви в означенной слободе. По представлению епархиального Начальства, Св. Синод указом от 20 марта того же 1777 года дал благословение на основание слободы Матвеевки и на постройку в ней церкви. Отношением от 7 апреля 1777 года Чертков сообщал преосвященному Евгению, что полковой старшина Матвей Хижняковский неотступно просит его, Черткова, жителей новонаселяемых им слобод Матвеевки и Дмитриевки снабдить, на первый случай, хоть походными церквами, так как обыватели оных слобод, во удовлетворение своих духовных нужд и религиозных потребностей, крайне нуждаются в совершении богослужений и в исправлении христианских треб. Приняв во уважение неотступную просьбу Хижняковского и духовные нужды жителей Матвеевки и Дмитриевки, Чертков убедительно просил преосвящен-нейшего Евгения «дозволить ему сделать на первый раз две походные церкви, одну во имя св. апостола и евангелиста Матфея для слободы Матвеевки, и другую – во имя св. Дмитрия Ростовского во слободу Дмитриевку, с тем, чтобы, когда в означенных слободах построятся постоянные и обыкновенные храмы, эти временные, походные церкви дозволено было употреблять в других новозаселяемых слободах, лаи при сооружении губернского города, который нынешним летом (т.е. 1777 г.) частию уже и начнется. По получении разрешения, походная церковь для слободы Матвеевки во имя св. апостола и евангелиста Матфея скоро была сделана, поставлена в особом, нарочито устроенном здании и на готовом антиминсе 10 марта 1778 года Павловским протопопом Федором Тисаревским соборно освящена.
Между тем бумагою от 6 мая 1779 г. № 43 Павловское духовное Правление (Павловский протопоп Тисаревский) доносило преосвященному Евгению, что 19 апреля того же 1779 года Мариенпольского уезда государственной слободы Матвеевки, походной церкви св. апостола и евангелиста Матфея священники Василий Колотнеча и 21 ноября 1777 года из Лычковских дияконов рукоположенный Максим Сирица с прихожанами просили оное Правление представить Его Высокопреосвященству просьбу их о выдаче им храмозданной благословительной грамоты на заложение в той слободе Матвеевке неподвижной церкви во имя Покрова Богоматери деревянным зданием; Правление при сем свидетельствовало, что слобода Матвеевка от околичных церквей состоит в 70-ти верстах, населена бывшими запорожцами, дворов в слободе на лицо 194, в них муж. 872, жен. 692, обоего пола 1564 души; материалов для постройки церкви заготовлено достаточно, денег имеется 700 рублей, мастер уконтрактован, церковные книги, утварь облачения и прочее все имеется на лицо; земли под церковь, под кладбище и на селидьбу священно и церковнослужителей восемьдесят саженей длиннину и столько же поперечику, а для довольства и пахотной, сенокосной и лесных угодий отведено указное число (120) десятин; за себя и за наследников своих письменно, надлежащим трактаментом обыватели слободы Матвеевки обязались ежегодно, от общества, выдать на церковь – воску по 5 пудов, ладану по 1 пуду, вина церковного на служение по два ведра, на просфоры и благословение хлебов муки пшеничной чистой по три четверти, масла деревянного по 5 ф., на кутью по одному четверику и меду по 5 фунтов. Отношением от 3 декабря 1779 года, из г. Екатеринослава 1﷓го, о заложении Свято-Покровской церкви Луганского пикинерного полка в воинской слободе Матвеевке просил преосвященного Никифора и Черткова, в новом отношении от 3 апреля 1780 г. дополнив, что каменную церковь устроит он, Чертков в Матвеевке со временем, а теперь просил благословения на закладку деревянной. По получении благословительной храмозданной грамоты, деревянная церковь в слободе Матвеевке во имя Покровы Божьей Матери 21 мая 1780 года заложена к постройке; а рапортом от 25 августа 1782 г. Павловское духовное Правление (протопоп Тисаревский и протопоп Роман Кошевский) донесло преосвященному Никифору, что Павлоградского уезда в воинской слободе Луганской новоустроенная деревянная церковь во имя Покрова Богоматери, по благословительной грамоте Его Преосвященства 21 того же августа 1782 года соборно освящена, по надлежащему церковному чиноположению, и открыта к богослужению и священнодействию.
Со времени вступления своего в управление Азовскою губерниею, Чертков озабочен был мыслию устроить в новой своей губернии город Павловск, в честь и в память наследника престола Павла Петровича. Изыскивая лучшее и удобнейшее для этого место, Чертков остановился первоначально мыслию на старинной запорожской Паланке – на Калмиус и в этой Паланке, при впадении реки Калмиус в Азовское море, решился устроить новый город Павловск. Сделав по сему надлежащие распоряжения, Чертков все меры употреблял к осуществлению своего желания. Согласно его видам и намерению, возвращена в Калмиус походная Свято – Николаевская церковь со всеми ее принадлежностями, временно состоявшая в слободе Камянке, при Днепре; в Калмиус к Свято-Николаевской церкви назначен постоянным священником Иоанн Филиппов, а по смерти его, 3 декабря 1779 года определен туда к той же Николаевской, уже соборной Павловской церкви протоиерей Роман Кошевский, из Александровской крепости, согласно его собственному желанию и прошению. Но 26 июля 1780 года, по распоряжению Потемкина, эту местность на Калмиус заняли пришедшие из Крыма греки, основали здесь город Мариуполь и отобрали у Кошевского церковь его. Существование города Павловска после этого, назначено Чертковым в другом месте в слободе Павловке. По оценке, за деньги, греки не пожелали оставить за собою Калмиусскую подвижную Свято-Николаевскую церковь и как судьи греческого суда, так и митрополит Игнатий объявили при этом, что у них собственных своих есть 14 иконостасов и достаточное количество всякого рода церковных утварей. По просьбе Черткова, преосвященный Никифор дозволил Калмиусскую подвижную Свято-Николаевскую церковь перенести в новоназначенное для г. Павловска место – в Павловку, так как туда перешли из Калмиуса все жители; в феврале 1781 года, под личным наблюдением Павловского протоиерея Федора Тисаревского, церковь со всей утварью и принадлежностями, перенесена в новый город Павловск, поставлена в нарочно приготовленном доме и открыта к богослужению. Бумагою от 30 июля 1781 года Чертков просил у преосвященного разрешения устроить в новом Павлограде не подвижную Петропавловскую церковь на казенный счет, из казенных материалов и казенными людьми. Согласно сех просьб, 4 августа 1781 года выдана святительская благословительная храмозданная грамота на закладку и сооружение церкви. 23 апреля 1782 года, соборно, по церковному чиноположению, протоиерей Тисаревский заложил церковь в новом Павлограде. Но в рапорте от 28 июля 1784 года Павловское духовное Правление писало преосвященному Никифору: «Бывший Павлоград переименован ныне слободою Павловкою, которой слободы все казенные строения, в том числе и церковь, по благословению Вашего Преосвященства неподвижная, на место тамо стоявшей походной, прошедшаго 1782 г. апреля 23 заложенная, по указу Азовской губернской Канцелярии, сего 1784 года апреля 19 дня, отданы колонистам корсиканцам, кои все римскокатолического исповедания состоят, а жителям тамошним грекороссийского исповедания тем же указом велено в другое место переселяться; которые корсиканцы сего июля 19-го прибыли в оную Павловку. И так тамо состоящая церковь походная Николая Чудотворца, поставленная по благословению Вашего Преосвященства 8 мая 1781 года, без прихода остается, и священник Павел Алексеев, к тому приходу определен с двумя церковниками, безместными находятся, которые на милостивое Вашего Преосвященства благорассмотрение при сем представляются. А о той походной Николаевской церкви от Вашего Преосвященства благословения покорнейше просит Павловское духовное Правление о перенесении оныя в крепость Никитскую, где церкви нет, а священник имеется Стефан Малинский, а в той Никитской крепости и в двоих слободах поселенных отствных солдат – в Жеребце и Камышевах, состоит дворов 117, и оные жители, по причине неимения церкви, претерпевают не малую нужду, по причине дальнего расстояния от околичных церквей, ибо самые ближайшие церкви состоят от оных в 25 верстах».
11 июля 1784 года, в Кременчуге торжественно открыто Екатеринославское наместничество со всеми присутственными местами и учреждениями. А в отношении от 26 ноября 1784 года, Екатеринославского наместничества правитель Синельников писал к преосвященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому: «На сообщение Вашего Высокопреосвященства от 30 октября уведомить честь имею, что в Екатеринославском наместничестве вновь устроены города: Александрийск из шанца Усиковского, Донецк из села Подгорного, Павлоград из села Луганки, прежний же Павлоград остался селом Павловкою, Алексопольск из местечка Нефорощи; переименованы – Константиноград из Белевской крепости, Славянск из города Тору, Новомосковск, что прежде был Екатеринослав».

Так славная государственная воинская слобода Матвеевка, названная потом Луганкою, по случаю помещения в ней главной штаб – квартиры Луганского пикинерно-го полка, в половине 1784 года возведена на степень уездного города и наименована – Павлоградом, каковое наименование и достоинство с честью и славою удерживает и доселе!».

Больше интересного найдете в отделе искусств и краеведения Центральной городской библиотеки им. А. П. Светличной в книге Ведмидь Т. И. Неизвестные страницы Павлограда. Документы и материалы / Т. И. Ведмидь, Л. Г. Губарева. – Павлоград: Арт Синтез-Т, 2014. – 272 с.

2 коментарі:

  1. 1762 год
    "Войска Запорожского войсковой канцелярии канцеляристы служители войсковые"
    Гаркуша Петро
    Полтавец Григорий
    Гаркуша Василь
    Колотнеча Василь

    Местечко Самарчик, 1769 год
    Козак Колотнеча Федор, 49 лет
    Жена его Екатерина, 40 лет
    дети их:
    -Василий, 20 лет
    -Емельян, 10 лет

    В. І. Мільчев ХАРАКТЕРНІ РИСИ ЗАПОРОЗЬКОГО ЕТОСУ XVIII СТОЛІТТЯ
    "Взагалі ж то, тема козацької слави, козакування як найбільш гідного способу служіння Богові й вітчизні, лейтмотивом звучить в листуванні між собою колишніх січовиків, та й просто осіб, причетних в той чи інший спосіб до старого Запорожжя. Так, колишній запорозький старшина Василь Колотнеча, на той час вже російський дворянин і поміщик, у своєму листі 1792-го року до А.Головатого, поздоровляючи його та все Військо з милостями від імператриці, висловлював своє задоволення з приводу того, що “еще козацкая слава не изгибла, а процветает” [9, арк.62-63].
    9. ГАКК. − Ф. 249. − Оп. 1. − Д. 126-а (т.2) (лист від 9 жовтня 1792 р., з Павлограда)."

    ГАКК Дело Ф.249, оп.1, д.126а. Письма Войсковому судье Головатому от разных лиц за 1791-92гг. т.2. ОЦ 233л

    л.262-263.

    Получ. 1792 года октября 29.

    "Велможный пане.
    Милостивейший государь Антон Андреевич.

    Сей верный случай облегчает меня от долгаго молчания на благосклонное
    ваше писание, приймет милостивейший государь хотя поздое но чисто
    сердечное благодарение за те ваше благосклонности, коими меня почтить
    изволили, буте уверенны что с немалой жаждой желая Вас возвращавшихся
    с Петербурха в Самарских лусах видеть но не благоволил бог, да и будем
    ли видется богу сведещу, аднако имею честь поздравить вас
    Высокомонаршими милостями которыми усерднейше желая, не толко вам, но и потомкам вашим пользоваться, а нам сим Святим благоволением
    веселитесь, что еще козацкая слава не изгибла, а процветает.
    А ще крин зрасний, отца Иакова нашего Соколовского сын Димитрий оставя
    своих родителей и учение возимел ревность к природной своей казацкой
    славе, о котором известились отец и мать да и мне дали знать что он
    ныне находится в покровительстве велможности вашей, о чем и я с
    матерью Мариею Голендухой вашей велможности всенижайше просим принять его в свои аки родительские объятия и быть ему отцом наставником и покровителем. А ему желая во оной службе продолжать сею жизнь
    благощасливейше ваших к нему сказуемий. Милости да будут нам
    побуждением именитость вашу прославлять и молить Господа о продолжении и вашему доброму роду богатых своих даров, в прочем поручая себя навсегда милостивейшему Вашему респекту и лебе... с должним моим к вам почтением пребуду.
    Велможности вашей
    милостивейший государь
    нижайший слуга и богомолец
    Василий Колотнеча.

    1792 года октября 9 дня. Павлоград.

    P.S. Кума ваша Марья Григорьевна Гн*жа Голендуха лебезнейшей пании
    вашей Улияне Григорьевне и матушке Улияне Деонисиевне нижайший
    поклон свидетельствует. "

    ВідповістиВидалити
  2. дворянин Котов Николай Яковлевич родом из Павлограда реальный образ комкора Котова "Утомленного солнцем" расстрелян 10.01.38 года в тюрьме г.Воронежа.
    Последний потомок Котов Владимир Николаевич проживает вг.Липецке

    ВідповістиВидалити