вівторок, 13 червня 2017 р.

Книжные новинки: Г. Бароненко "Генералы угольного края"

Представляем Вашему вниманию книгу павлоградского писателя Георгия Бароненко.
В книге идет рассказ о людях, которые прошли путь от истоков становления Западного Донбасса и сделали весомый вклад в его развитие.
Представляем вашему вниманию отрывок из книги.

Кажется, будто это было вчера…
Минуло более двух десятилетий с тех пор когда жители нашего угольного региона ознакомились с историей своего края на страницах книги «Западный Донбасс – 40».
Малый сжатый отрезок времени, однако добытчики солнечного камня в росте темпов и объемов угледобычи ушли вперед, возросли более чем вдвое. Ушли первопроходцы, на смену им пришло уже третье поколение, которое успешно продолжает штурмовать недра подземелья, извлекая «на гора» крупицы черного золота.
Он стоит у меня перед глазами на рабочем столе в виде драгоценного сувенира. Маленький, черный, величиной менее спичечного коробка. Тускло поблескивает на гранях излома – кусочек «черного золота». Уже более полувека стоит как самая дорогая семейная реликвия.
Подарил мне его Виктор Жилич – один из первопроходцев Западного Донбасса.  
А история его такова.
Наш первый колышек, наш первый уголек
Жаркий летний день. Купаясь в щедрых лучах солнца, высоко в небе поют жаворонки. А рядом, в густых зарослях пшеницы, перекликаются перепела.
Дело близится к полудню, поэтому буровики стараются продвинуть в земные недра оставшуюся часть штанги, чтобы после обеда сразу же отбирать керн… Сделала последний поворот буровая штанга, умолк перегретый от беспрерывной работы и солнцепека двигатель.
Загорелые и обветренные рабочие укрылись в тени брезентовой палатки, так как поблизости не было ни единого деревца. Все степь, да степь, только далеко внизу, километрах в трех, в буйной зелени протекает ручеек-речушка Терновка, несет свои крохи воды в красавицу Самару. Казалось, что сейчас уже ничто не должно нарушить приятную тишину присамарской степи…
Но вот со стороны прекрасного, утопающего в зелени садов села Благодатное донесся частый перестук конной бестарки, то и дело подпрыгивавшей по ухабистой грунтовой дороге. Повозка подъехала ближе и остановилась возле палатки буровиков, не успев покончить со своей скромной трапезой.
С нее лихо соскочил топограф Виктор Жилич.
– Ну, ребятушки, наша с вами работа проделанная не зря, – обратился он к буровикам. – Вот пришла бумага из института, где указано, что именно здесь будет заложена первая в нашем краю шахта. И нам поручена почестная миссия – забить первый колышек на месте угольного первенца.
Сделав с помощью буровиков несколько дополнительных замеров и взяв пару привезенных с собой реперов-колышков, забил в начале один, а затем на 60-метровом расстояние – второй. И артистично подбросив молоток, с особой торжественностью и гордостью в голосе провозгласил:
– Быть здесь шахте «Терновской» №!1.
Так обыденно, по-рабочему, без помпезности и торжеств в жаркий летний день 1952 года получила свое начало грандиозная стройка – новый перспективный угольный бассейн Приднепровья – Западный Донбасс…
По окончании проходки главного ствола шахты «Терновская» в марте 1958 года началась подготовка горизонтальных выработок. Работы велись параллельно во времени на глубине 175 и 292 метра.
Здесь были подготовлены откаточный и вентиляционный штреки, одна лава, а также вспомогательные выработки. Их общая протяженность к июлю 1979 года составила 604,7 погонных метра.
Со всех пластов рабочей мощности (толщина 0,6 метра) в процессе проходки стволов и других выработок отбирались пробы по три тонны на ящичное коксование, технический анализ и другие.
Ученые роптали на малый объем образцов угля для полного комплексного анализа. Нужны были десятки, а то и даже сотки тонн.  Шахтостроители вынуждены были пойти навстречу ученым. В порядке эксперимента решили добыть из терновских недр минимальное количество необходимого для этих целей угля.
Непосредственный участник этих событий Геннадий Михайлович Гаркуша делился своими воспоминаниями:
– После окончания горного института направили меня на шахту имени Дмитрова в Донецкой области. Проработав там четыре года, вырос до начальника участка. Работа меня устраивала. Однако из-з того, что мать осталась одна, вынужден был вернуться в Павлоград. Это был 1957 год. С трудом устроился горным мастером на «Терновскую». В это время армировали стволы. Подъемы и стволы были оснащены еще проходческими копрами и машинами. По временным канатным проводникам ходили временные проходческие клети. С таким вот жиденьким оснащением была запущена шахта в пробную эксплуатацию. Отсутствовали приемные бункера, не говоря уже полностью о технологическом поверхностном комплексе.
Начальником шахты утвердили на пусковой период Филиппа Ивановича Сысоева из Доброполья. Свою деятельность он начал, прежде всего, с подбора и расстановки кадров. Узнав о том, что я уже работал начальником участка в Донбассе, предложил и здесь эту должность с правом подбора кадров на участок. Кроме того, на меня было возложена обязанность подготовки технической документации на выемку угля в лаве длиной 80 метров.
Лава и все подводящие выработки крепились деревянными стойками. В лаве был смонтирован скребковый конвейер и врубовая машина КМП Уголь добывали буровзрывным способом с ручной навалкой на лавный конвейер.
По временным подъемам в однотонных вагонетках выдавали уголь на-гора. Затем автомобилями и тракторами с прицепами отправляли на железнодорожную станцию Павлоград, где опять же вручную перегружали в железнодорожные платформы. Отгруженное драгоценное сырье частично уходило на коксохимический завод и химико-технологический анализ в лаборатории институтов.
Результаты пришли утешительные : уголь хорошего качества и пригоден не только как энергетическое сырье, но и может служить добавкой для коксования.
Так в июле 1959 года с выдачей первых тонн солнечного камня из недр «Терновской» была поставлен отправная точка для промышленного развития Западного Донбасса. И хотя в июле 1959 года были выданы первые «крохи» черного золота Приднепровья, однако, это трудно переоценить: именно они дали окончательный ответ: как, с применением каких машин и механизмов, с какой организацией работ и систем отработки шахтных полей надо в дальнейшем вести эксплуатацию нового угольного бассейна…
В этом нашем повествовании еще рано ставить точку. На протяжении почти полувекового развития угольного края немаловажную роль сыграл Геннадий Михайлович Гаркуша.
 Выдав на-гора первые тонные угля из недр «Терновской», Геннадий Гаркуша активно включился в ряды шахтостроителей и с первого же дня пуска шахты в эксплуатацию принял самое непосредственное участие в покорении неизведанных недр Приднепровья в должности помощника, а затем заместителя главного инженера шахты.
Его богатая эрудиция, постоянно впитываемый жизненный опыт, широкая искренняя общительность, справедливость и принципиальность, умение все схватывать на ходу и принимать разумные решения не раз отмечали его товарищи по труду и избрали Геннадия Михайловича Гаркушу секретарем горкома партии.
в основном сельскохозяйственный район в шестидесятые – семидесятые годы Павлоградщина приобретает статус бурно развивающегося индустриального, в основном угольного, региона, который должен был возглавлять инженер-горняк.
Необходимо отметить, что Павлоградщина не ошибалась в своем выборе, так как за двадцатилетний период его общественной деятельности в присамарской степи выросли, по сути дела, два новых шахтерских города (Терновка и Першотравенск), более чем в два раза выросла численность Павлограда, выросли гиганты оборонной и промышленной индустрии. Всю территорию развивавшейся  промышленной индустрии опоясали дороги с твердым покрытием, развивалась связь и транспорт, появились новые угольные шахты, возведен сотни тысяч квадратных метров благоустроенного жилья, построены новые школы, дошкольные учреждения и другие объекты соцкультбыта. И в этом, несомненно, весомый вклад горного инженера, «добытчика тепла и света» Геннадия Ивановича Гаркуши, который до настоящего времени не порывает своих уз с угольщиками Приднепровья. 

Ознакомиться с изданием можно в отделе искусств и краеведения нашей библиотеки.
Бароненко Г. П. Генералы угольного края: очерки, зарисовки / Георгий Бароненко. – Павлоград: Арт Синтез-Т, 2016. – 192 с.

Немає коментарів:

Дописати коментар